Wednesday, February 1st, 2006 06:34 pm
Раз в ЖЖ чего-то такое обсуждается, то и я скажу.

Как-то захожу я в нашу казарму, а там стоит на тумбочке парень на два призыва моложе, второго срока (т.е. не дух; у нас не было для таких специального названия). Парень нормально служил, отношения у него со всеми были ровные, старослужащие его уважали (в обычном смысле, не солдатском). Я ему: "Добрый вечер". А он мне — хорошо, мол, Сёма, что это ты; я знаю, что ты меня бить не будешь.
Thursday, February 2nd, 2006 12:10 am (UTC)
Часто у вас издевались над молодыми ?

У нас в Загорянке, как ни странно, но ничего не было, правда были издевательства со стороны офицерского состава, что не лучше.
Thursday, February 2nd, 2006 12:31 am (UTC)
Смотря что называть "издевались". Кто как. И к кому как. Иногда любимчикам больше доставалось. Но служба в целом была лёгкая (хлебосольная Украина, рядом город, женские общежития, пивзавод), так что вроде нагрузка могла быть меньше, чем в других местах. Тем не менее, один парень у нас в роте таки застрелился.

Ударить кого-то один раз ни за что — считается за издевательство или нет? У многих ведь и на гражданке это было нормой.

Ну и разделение ролей (по команде "отбой" деды к телевизору, молодёжь моет полы) тоже не издевательства, но непонятно как классифицировать. (Понятно, что как дедовщину.)

Или если бухой дембель говорит, что, мол, никого не пустит в казарму, кто ему песенку не споёт, и независимо от призыва — это как классифицировать? :-) Впрочем, трезвый он был относительно добродушный и бил, как правило, несильно. К сожалению, были и куда более злые: сперва по морде, затем задают вопросы. Отличники боевой и политической подготовки.
Thursday, February 2nd, 2006 12:49 am (UTC)
У нас военные второго полугодия службы назывались, по-моему, "черпаками". Хотя могу и ошибаться... второго или третьего? Если второго, то как назывались третьего? А ведь назывались как-то.
I - салага
II - черпак
III - ?
IV - дед
после IV - дембель
Thursday, February 2nd, 2006 12:50 am (UTC)
Вспомнил! :)
I - салага
II - молодой
III - черпак
IV - дед
после IV - дембель
Thursday, February 2nd, 2006 12:58 am (UTC)
Да, а дух - это до присяги.
Thursday, February 2nd, 2006 01:14 am (UTC)
У нас духов не было. Я служил до Афганистана. Т.е. во время... в самом начале.
Thursday, February 2nd, 2006 01:20 am (UTC)
"Дух" в смысле "солдат до присяги", как мне объясняли, не имеет отношения к Афганистану.
Thursday, February 2nd, 2006 01:31 am (UTC)
Возможно. Хоть верится с трудом.
За всё время службы (1978-80) этого термина не слышал.
Thursday, February 2nd, 2006 03:36 am (UTC)
У нас в учебке до присяги называли "слонами" почему-то. А черпаков фазанами.
Thursday, February 2nd, 2006 03:38 am (UTC)
Служил всё время в одной части или в разных?
Thursday, February 2nd, 2006 05:59 am (UTC)
>это как классифицировать?
Да уж, тут надо подумать.
Thursday, February 2nd, 2006 08:11 am (UTC)
Если я правильно помню объяснение этого слова - потому что их всё время бегать заставляют, и они топают, как слоны.
Thursday, February 2nd, 2006 08:17 am (UTC)
Да, топают, спать мешают; и вообще неуклюжие. Верно.
Thursday, February 2nd, 2006 04:18 pm (UTC)
Vova_l предложил бытовавшее у них объяснение: Солдат, Любящий Охуенные Нагрузки.
Thursday, February 2nd, 2006 06:42 pm (UTC)
А кто вообще должен мыть полы в армии?
Thursday, February 2nd, 2006 06:44 pm (UTC)
Ну да, но ведь известно, что большинство этих якобы аббревиатур придуманы post factum. Чмо как Человек Московской Области или Человек Морально Опущенный и т.д.
Thursday, February 2nd, 2006 06:45 pm (UTC)
Да, конечно. Я не в смысле объяснения, а просто как этнографический комментарий.
Thursday, February 2nd, 2006 06:45 pm (UTC)
Была бы моя армия - я бы сказал "уборщица". А так, какое мое дело?
Thursday, February 2nd, 2006 08:07 pm (UTC)
Я бы тоже сказал "уборщица".

Кстати, некоторые в армии замечали, что, мол, солдата оценивают по тому, как он умеет делать женские дела: мыть полы, зашивать там чего-нибудь и так далее. Ну это смотря в какой армии, конечно.
Thursday, February 2nd, 2006 08:10 pm (UTC)
Да, а это как раз характерно. Причём мои однокашники, служившие в разных местах СССР и немножко за его пределами, сообщали об очень похожих вариантах. Разница, собственно, была в основном в отношении названий сроков службы; а в расшифровках слов-псевдоакронимов наблюдалось армейски-похвальное единообразие. :-)
Friday, February 3rd, 2006 12:59 am (UTC)
В самых разных. Но примерно в одном районе, тоже на Украине, на юго-западе. От Львова до Черновиц.
Тогда еще не было термина "дух" :)
Friday, February 3rd, 2006 01:03 am (UTC)
Только недавно узнал, откуда оно пошло на самом деле.
Часть материального обеспечения.
Чмом фронтовики называли тыловиков, 1941-45.
Friday, February 3rd, 2006 02:48 am (UTC)
Тоже расшифровка постфактум. Чмо — это, по-видимому, просто shmo (schmuk).
Friday, February 3rd, 2006 08:08 am (UTC)
а что такое означает "уважать" в солдатском смысле?
Friday, February 3rd, 2006 12:08 pm (UTC)
Да, наверное :)
Но наиболее похоже на правду.
Friday, February 3rd, 2006 05:07 pm (UTC)
Я имею в виду, что обычных обязанностей молодого солдата он не избежал, и пуговицы ему ровняли не реже, чем остальным.
Friday, February 3rd, 2006 10:47 pm (UTC)
"Запаха" я, кажется, на помню. Спасибо! Но Вы явно забыли о втором периоде. У нас их называли просто молодыми, без специального слова.
Sunday, March 12th, 2006 05:46 am (UTC)
Я думаю здесь три главных причины - антирелигиозность и антиобразовательный ценз среди срочников, и водка как любимый напиток на просторах нашей необъятной. С первой причиной, полагаю, все ясно: сараи в храмах - пустота в душах. С последней тоже - одно дело выпить стакан водки, другое - кружку пива.
Антиобразовательный ценз - срочниками не идут большая часть студентов, аспирантов, все остепененные, а также большой контингент по спецсписку - добившиеся успехов в искусстве, спорте (трудолюбивые, целеустремленные, одаренные). Также туда не попадают люди, воспитывающие детей, ухаживающие за престарелыми родственниками (ответственные, семейные, как правило с моральными принципами). Не случайно упомянул о российских просторах. Многие оказываются в армии далеко от дома.
Как было в Чехословакии (сейчас наверное по натовским стандартам): служили все без отсрочек, но три раза по 4 месяца. Студенты - в каникулы (вместо стройотрядов и картошек/капуст), работающие получали отпуск с сохранением места и зарплаты. Желающие могли отслужить сразу весь положенный срок.
Человек не отрывается на годы от гражданского общества, семьи, трудового/студенческого коллектива, а значит, имеет возможность поделиться, рассказать, что и как в его в/части делается (помимо военной тайны). Может обратиться в общественные организации, масс медиа, к адвокату, наконец.
Конечно у нас это будет дороже - придется оплачивать проходящим службу проезд за тысячи километров и обратно по нескольку раз. Но дешевле - не значит лучше.
Monday, March 13th, 2006 05:16 pm (UTC)
Насчёт антирелигиозности не скажу, не знаю.

В наше время ('86-'88) студентов как раз брали, был такой период. Никакого толку от этого, конечно, не вышло. В том числе и с точки зрения ослабления дедовщины.

За тысячи километров, кстати, транспортировать необязательно. Сейчас вроде бы в России срочников стараются далеко от дома не посылать, за исключением военных действий.