Wednesday, May 16th, 2012 02:22 pm
На днях в ЖЖ прошла информация про пожилую русскую крестьянку, которая во время войны подростком работала батрачкой у немецких фермеров. Вот недавно она нашла, точнее ей нашли, ныне живущих членов этой семьи. Ссылка http://pinguinchen.livejournal.com/291982.html (не помню, где увидел) и http://irinaagafonova.livejournal.com/20082.html.

История поучительная и трогательная, но кое-что я не понял. Ее называют пленной, хотя в Германию она попала в возрасте 15 лет из деревни, в которой жила (не партизанила), т.е. явно это не плен, а с самого начала батрачество. В ТВ репортаже слышны такие пассажи, например: "так и не успели набить на руке татуировку с лагерным номером", будто она была в концетрационном лагере, а не пересыльном. И т.д. и т.п. О чем речь ведут, собственно?

Ошибка вроде бы не существенная, но может сбить с толку. Положение советских военнопленных в Германии было куда хуже, чем батраков. А то уже в комментариях появляется, мол, надо пересмотреть страшилки про германский плен и т.п. Пересматривать свои взгляды, может, и неплохо время от времени, но надо бы это делать на фактической основе, а не на мифической и умозрительной.

Update. Еще ссылка:
http://aleshru.livejournal.com/3443294.html?thread=22183006#t22183006 (здесь все началось)
http://dirty.ru/comments/346964
Wednesday, May 16th, 2012 06:25 pm (UTC)
Так там весь репортаж сделан двоечниками, это же НТВ. Они ни слова не сказали о сюжете.
Wednesday, May 16th, 2012 06:44 pm (UTC)
Ну это понятно, но "других нет".
Wednesday, May 16th, 2012 07:05 pm (UTC)
А что именно они существенное пропустили?
Wednesday, May 16th, 2012 08:17 pm (UTC)
Мне кажется, добродетельный пользователь Пингвинхен не был упомянут ни словом.
Wednesday, May 16th, 2012 08:30 pm (UTC)
В смысле? Он там рассказывает обо всем и ведет к дому, в немецкой части. Не упомянули, что он жж- юзер?
Wednesday, May 16th, 2012 08:32 pm (UTC)
Ну да. Сюжет же о времени и радикальных сдвигах в картине мира.
Wednesday, May 16th, 2012 08:35 pm (UTC)
Основатель русского интернета верен себе :)
Wednesday, May 16th, 2012 08:35 pm (UTC)
:-)
Wednesday, May 16th, 2012 06:30 pm (UTC)
Ну да, многие не понимают разницы между градациями неволи - между такими батраками и узниками каких-нибудь лагерей смерти был целый спектр - рабочие, скажем, на фабриках, интернированные гражданские лица, военнопленные и т.д. У всех были свои условия - то есть всем было несладко, но очень по-разному и в разной степени. Ну и ясно, что положение батрака целиком зависело от того, какие ему попались хозяева.
Wednesday, May 16th, 2012 06:45 pm (UTC)
Да, так. Я думаю, это частный пример более общей проблемы (как [livejournal.com profile] r_l написал: двоечники).
Wednesday, May 16th, 2012 06:31 pm (UTC)
Да, еще там что-то типа "спасенная этой семьей девушка".
Wednesday, May 16th, 2012 06:46 pm (UTC)
Ну да: забрали из лагеря, значит, спасли, типа.
Saturday, May 19th, 2012 09:08 am (UTC)
Так Schindler's list тоже означал спасение.
Monday, May 21st, 2012 02:38 am (UTC)
Конечно, но они не были пленными и не были набраны в батраки.
Wednesday, May 16th, 2012 06:33 pm (UTC)
Да это всё новые легенды; путают с Троянской. Гитлер разрешил Ленину проехать в запломбированном вагоне чтобы развалить СССР, и т.д.

Скоро ходить объяснять, что Гитлер преступник будет столь же сложно, как и со Сталиным.
Wednesday, May 16th, 2012 06:46 pm (UTC)
Похоже, что так, да.
Wednesday, May 16th, 2012 06:51 pm (UTC)
В третьем тысячелетье
Автор повести
О позднем Предхиросимье
Позволит себе для спрессовки сюжета
Небольшие сдвиги во времени -
Лет на сто или на двести.

В его повести
Пушкин
Поедет во дворец
В серебристом автомобиле
С крепостным шофером Савельичем. (с)
Wednesday, May 16th, 2012 07:19 pm (UTC)
Кстати, и неплохо. Ведь вполне могло быть.
Wednesday, May 16th, 2012 06:58 pm (UTC)
Что, никто не слышал о том, что молодых ребят-девчонок с окупированных территорий забирали (в СССР это было принято называть "угоняли") в Германию для работы? Разумеется, это не плен, и даже не близко. Но батрачество -- тоже не сладко.
Wednesday, May 16th, 2012 07:03 pm (UTC)
ну было же "вавилонское пленение".
Wednesday, May 16th, 2012 07:18 pm (UTC)
Ну да: строго говоря, слова военнопленный и пленный разные. Но в том контексте это фактически синонимы, и их небрежное употребление приводит к путанице. (Хотя скорее к путанице приводит слабое владение фактурой.)
Wednesday, May 16th, 2012 06:59 pm (UTC)
Я лично знаю такую историю
Молодая мать пряталась с детьми
В какой то момент в момент кажущегося затишья вылезла чтобы добыть еды одна и попала в облаву
Угнали в Германию
Думала что дети погибли
В германии работала в какой то семье
Потом влюбилась и вышла замуж
Осталась в Германии
Нашла детей в России через 40 лет
Общаются
Несколько лет назад была еще жива, давно не контактировал с этой семьей
Wednesday, May 16th, 2012 07:18 pm (UTC)
Да, такие истории запоминаются.
Wednesday, May 16th, 2012 07:34 pm (UTC)
А как дети выжили?
Wednesday, May 16th, 2012 07:37 pm (UTC)
Кто то подобрал
Одесса
Wednesday, May 16th, 2012 07:01 pm (UTC)
тоже постоянно думаю об этом случае, возвращаюсь мыслями почему-то.
и про татуировку номера действительно резануло слух.
Wednesday, May 16th, 2012 08:36 pm (UTC)
Я не поняла сентиментального пафоса этой истории. Про разницу между концлагерями и угнаными на работу в Германию выше написали. Двоечники эти корреспонденты, и читатели их тоже. А в чем сентимент-то? Когда и в честь чего слезу надо пускать?
Удивительно - еще живы участники событий, а память о событиях так стерлась и исказилась, что не узнать...
Wednesday, May 16th, 2012 08:38 pm (UTC)
Память стирается от времени, а попытки ее сохранить нередко, наоборот, портят ее, т.е. даже и ускоряют этот процесс.
Wednesday, May 16th, 2012 08:48 pm (UTC)
Так в основном не память сохранить пытаются, кому она на фиг нужна-то? Ни корреспондентам, ни читателям. А так сляпали историю, поумилялись и дальше пошли. Только такие зануды как мы лезут со скучными придирками историческими и кайф ломают.
Wednesday, May 16th, 2012 09:30 pm (UTC)
Ну поумиляться тоже бывает полезно.
Thursday, May 17th, 2012 02:30 am (UTC)
Недавно с большим удивлением узнала, что в 1944 и 1945 годах в Германии, Румынии, Югославии, Венгрии, Болгарии и Чехословакии советские с немцами поступали похоже. "Репарации трудом" называлось. Хватали гражданское население и угоняли на работы в СССР, 300 тысяч человек, из них 50 тысяч женщин. В школе мы это не проходили.
Edited 2012-05-17 02:36 am (UTC)
Thursday, May 17th, 2012 03:51 am (UTC)
Я не поняла сентиментального пафоса этой истории. Про разницу между концлагерями и угнаными на работу в Германию выше написали. Двоечники эти корреспонденты, и читатели их тоже. А в чем сентимент-то? Когда и в честь чего слезу надо пускать?
Удивительно - еще живы участники событий, а память о событиях так стерлась и исказилась, что не узнать...
Thursday, May 17th, 2012 10:54 am (UTC)
да там во всем путаница, не только с пленный/военнопленный. с возрастом тоже: в исходном комменте сын говорит ей было 15 лет. в последнем линке невестка передаёт - со слов самой героини - что 17, а в журнале Пингвинхен - 18 (это уже ближе).

конечно, "15-летней девчёнкой угнали..." выжимает гораздо больше сентиментальных слёз, чем "В 17 лет поехала на работу в Германию, где провела полтора года на ферме".

я знала женщину с такой же историей. там как раз ей было 15 лет, когда из карпатской деревни поехала работать к немцам. У нас дома её называли "пани Василина", она 2 р. в году чистила у нас паркет. Ну и рассказывала.
Thursday, May 17th, 2012 04:21 pm (UTC)
Ну вот [livejournal.com profile] r_l правильно говорит: двоечники. (Я бы сказал, "троечники" точнее: у двоечников свои интересы, а эти стараются.)
Wednesday, July 11th, 2012 03:13 am (UTC)
Это совершенно правдивая история, потому что с моей бабушкой было то же самое. Немцы отбирали молодежь 15-17 лет, садили на поезда и отправляли в Германию. Дело было на Украине под Харьковом. Бабушке было 16, в какой город она попала я не помню. Попала на большую ферму, у хозяина было три сына от 15 до 20 лет. Украинская молодежь работала на полях. Отношение хозяина и его семьи к юным батракам были прохладные, но без жестокости. Тесных отношений с хозяевами не сложилось да и не могло. Тут нужно понимать, что молодежи на ферму попало человек 20, держались они обособлено, работу делали, но жилы не рвали, понимали, что работают на вражеское государство. Случалось, даже "партизанили" - то воз свеклы в реку высыпят, то еще какую каверзу устроят. Но по прошествии времени, бабушка вспоминала то время без негатива. В конце концов там они были сыты и одеты, плетьми их не гоняли, в то время когда в разоренной на Украине народ пух от голода.
Wednesday, July 11th, 2012 03:16 am (UTC)
а плен это был или не плен - разумеется плен. потому что запихивая молодежь в вагоны, никто не спрашивал их желания. да и за пределы фермы им выходить запрещалась.